Медицинские и психологические аспекты подготовки ребенка к школе
При оформлении ребенка в детское образовательное учреждение заводится медицинская документация формы №026у-2000, утвержденная Министерством Здравоохранения РФ (Приказ №241 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» от 3 июля 2000 г.)
До наступления 18-летнего возраста сюда заносятся:
• параметры состояния здоровья и физического развития;
• профилактические мероприятия;
• вакцинация; 
• осмотр специалистов.

 В образовательном учреждении наблюдение за состоянием здоровья детей ведется медицинскими работниками в рамках нормативно-правовых документов, приказов Министерства Здравоохранения РФ и Министерства Образования РФ.
Врач-педиатр образовательного учреждения проводит анализ состояния ребенка, нервно-психического и физического развития, определяет группу здоровья, медицинскую группу физкультурных занятий.
Если ребенок перед оформлением в школу посещал детское дошкольное образовательное учреждение, медицинской подготовкой к школе занимаются медицинские работники этого учреждения, а психологической подготовкой занимается психолог учреждения. Если ребенок до оформления в школу не посещал детский сад, медицинским оформлением документации занимается участковая школа детской поликлиники.
Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержден приказом Министерства Здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г №1346н.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
При оформлении в школу ребенка осматривают следующие специалисты: 
• невролог; 
• детский хирург; 
• детский стоматолог;
• травматолог-ортопед;
• офтальмолог;
• оториноларинголог;
• детский психиатр;
• для девочек – детский акушер-гинеколог; 
• для мальчиков – уролог-андролог.
 
А также проводятся обследования:
• общий анализ крови; 
• общий анализ мочи;
• исследование уровня глюкозы крови; 
• ультразвуковое исследование органов брюшной полости, почек, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной системы; 
• электрокардиография.
Если у ребенка есть хронические заболевания или риск их развития, проводятся дополнительные исследования и осмотр профильных специалистов в условиях детской поликлиники или стационара.
Функциональную подготовку ребенка к обучению в школе определяют педагог, психолог, логопед, работающий в детском дошкольном образовательном учреждении или психолого-медико-педагогической комиссии. 
 
Заключение о состоянии здоровья ребенка составляет врач-педиатр детского дошкольного образовательного учреждения или участковый врач-педиатр детской поликлиники. 
Оно включает в себя: 
• оценку физической подготовленности и нервно-психического развития; 
• группу здоровья;
• медицинскую группу для физкультурных занятий; 
• рекомендации по дальнейшему режиму дня, организации занятий, питанию, наблюдению, оздоровлению ребенка. 
Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе?
Школа – это огромный стресс для ребенка, даже если он посещал детский сад и привык к условиям организованного коллектива. Что же говорить о «домашних» детях, которые до этого периода жили в совершенно другом измерении. 
Основная задача родителей – помочь малышу адаптироваться к новому и более тяжелому жизненному этапу.
Успешность процесса адаптации ребенка в школе во многом определяется состоянием его здоровья. Вот почему закаливание, зарядка, профилактика простудных заболеваний, управляемых инфекционных заболеваний, соблюдение календаря профилактических прививок являются необходимыми мероприятиями.